Род Григорович-Барских: Поколенная роспись (первые 3 колена).
Российско-украинский дворянский и купеческий род, происходящий от киевского райцы (советника магистрата) и зодчего Ивана Григорьевича Григоровича-Барского (1713—1791).
Впервые потомственное дворянство было подтверждено в 1784—1785 гг. дворянским судом польского Киевского воеводства в Житомире и дворянскими депутатами российского Киевского наместничества в Киеве на основании происхождения предков И. Г. Григоровича-Барского Яна Григоровича и Ядвиги (Ольшанской) из г. Бара на Волыни от польского рода Григоровичей герба Любич. Согласно Выписи с Книг Градских Воеводства Киевского от 23 декабря 1784 г., И. Г. Григорович-Барский — потомок воина Григоровича, утвержденного в потомственном шляхетстве польским королем Мечиславом III в 1199 г. с присвоением герба Любич [1]. Исследование Михаила Грушевского «Барская окольничья шляхта до конца XVIII в.»(Киевская старина, 1892, II, сс. 260—277) подтверждает, что «барский шляхтич до конца дней Речи Посполитой сохраняет туземный, южнорусский облик и стоит близко к народной массе», «обычным языком нашей шляхты был язык малорусский», «в деле веры наша шляхта, в весьма значительной по крайней мере степени, была тоже солидарна с туземным населением», т.е была православной, а не католической.
О происхождении рода из г. Бара известно со слов И. Г. Григоровича-Барского: «Иоанн родом был из города Бара, который в Польше на Волынии за рекою Бугом, где, женясь на благовоспитанной девице именем Евдокии, выехал из сего города около 1648 года по причине бывшего там тогда гонения на исповедающих веру Греческую и междуусобной брани, приехал в Малороссию со всеми своими детьми между коими было и два сына: старший Кирилл, который принял монашество и жил в Киево-Выдубицком монастыре, где был духовником именуясь в монахах Кассианом, тамо и преставился; а младший Григорий, отец сему Василию, жил при отце своем Иоанне по его кончину; а по смерти его женился в Малороссийском местечке называемом Летки на девице Марии».
На протяжении 130 лет представителям рода неоднократно приходилось доказывать потомственное дворянство, причем их записывали в разное время в 4-ю, 2-ю и 6-ю часть Родословной книги Киевской и др. губ. В 1913 г. члену IV Государственной Думы Константину Петровичу Григоровичу-Барскому и его семье вместе с подтверждение дворянства был присвоен особый герб рода Григорович-Барских с девизом «Труд — моя сила» [2].
Поколенная роспись.
Легендарный предок воин Григорович, победитель пруссов в 1195 г.
"Григорович за военную услугу 1195 года под владением Пресветлейшего Короля Польского Казимира Второго и за одержанную в войне с прусаками победу достоинством шляхетства в 1199 году от пресветлейшего Мечислава Третьего Короля Польского защищенным подарованным стал, и герб Любич то есть, подкову на поле блакитном [голубом], шипами к земле обращенную, над которой в средине крест, а на шишаке три страусовых пера, этот же Пресветлейший Король Польский помянутого благородного Григоровича фамилии на вечные времена дал" [1].
I
1. Иван (Ян) Григорович - шляхетный житель г. Бара в Подолии, переселившийся в Летки (Литковичи) около 1648 г.
"Иоанн родом был из города Бара, который в Польше на Волынии за рекою Бугом, где, женясь на благовоспитанной девице именем Евдокии, выехал из сего города около 1648 года по причине бывшего там тогда гонения на исповедающих веру Греческую и междуусобной брани, приехал в Малороссию со всеми своими детьми между коими было и два сына: старший Кирилл, который принял монашество и жил в Киево-Выдубицком монастыре, где был духовником именуясь в монахах Кассианом, тамо и преставился; а младший Григорий, отец сему Василию, жил при отце своем Иоанне по его кончину; а по смерти его женился в Малороссийском местечке называемом Летки на девице Марии" [3].
Жена - Евдокия (Ядвига Ольшанская).
II
2-1. Кирилл (Кассиан в монашестве) - духовник Киево-Выдубицкого монастыря.
3-1. Григорий Григорович (+18.4.1737, Киев) - купец. Переехал из Летков в Киево-Печерск на рубеже XVIII в. Около 1712 г. поселился на Киево-Подоле.
"Григорий, отец сему Василию, жил при отце своем Иоанне по его кончину; а по смерти его женился в Малороссийском местечке называемом Летки на девице Марии, матери сего Василия; в скором времени перешел в Киев, в Печерскую подмонастырную слободу, где имел промысл купечества и жил по 1710 год; а после вышел в поле по причине бывшей в том году в Киеве жестокой моровой язвы, потом перешел на Подол, и поселился близ Соборной Церкви Успения Богородицы, и имел детей из коих первый сын был Иаков, вторая дочь Евдокия, третий сын Василий - сей самый, который и странствовал; четвертая дочь Параскевия, которая уже умре, от ней остались дети, внуки и правнуки; пятая дочь Анна, которая в самое моровое время родилась в поле, она и ныне в живых находится и живет в Киеве вдовою, имеет детей и внуков женатых; шестый сын Иван, который также в живых находится, в Киевском мещанстве и при Магистрате райцею, то есть ратманом, ратсгером или советником, имеет промысл в купечестве и в архитектурном художестве, а живет в том же отеческом дворе на Подоле, где ныне выстроил каменныя палаты, имеет жену и детей, в живых три сына женатых, а два холостых и пять дочерей, седьмый сын Герасим умре, осьмая дочь Өeoдора, которая живет в Киева, имеет и детей и внуков, девятая Елена умре, десятая и последняя Екатерина и та уже умре, а оставшиеся от нее дети и внуки служат в Гусарских полках офицерами" [3].
"отец бо мой был книжен точию в Российском писании и в церковном пении; муж аще и благоговеен, но нравом прост, видя в ученых излишнее прение, гордость, упрямство, славолюбие, зависть и прочие обыкновенные их пороки и мня, яко от науки им сия бывают, а не от самовольнаго произволения, тщился всячески воспятить мне намерение, но не возможе, помоществующей мне матери. Многажды же и после покушался развращать меня словесы своими и советовал оставити малопотребную сию науку и в церковном упражнятися песнопении и чтении; но видя во мне неякую к сему непреоборимую естественную склонность и охоту, прочее оставил мя мирна". "отец мой купец быв, въ далеком медляше пути"; "отец отъ пути тогожде дня повратившися, посла абіе скоро за мною коннаго слугу, ижѳ достигши мя, увѣщаваше, прекланяше мя всячески к возвращенію, яко же ему повелѣнно есть"; "Быстъ же тогда год 1723, егда изійдох [Василий] ис Кіева, мѣсяц Іулій, память святаго пророка Иліи". "По отшествіи убо святѣйшего патріархи остахся азъ въ Египтѣ, въ дворѣ его, съ прочіими иноки, пищею и питіемъ питаем доволно, якоже въ дворѣ родившаго мя отца, и обитахь тамо, ожидающи день отъ дне угоднаго времени путшествію моему, въ Греческомь поучаяся язику, славяхъ же и благодаряхъ Бога и великаго благодѣтеля моего, святѣйшего патріарху Александрійскаго Козму" [4].
Жена - Мария Григорьевна из м. Летки (+20.10.1756, Киев). У супругов было 10 детей.
"1756 года, Октоврия (октября) 20 числа, в неделю рано, преставилась раба Божия Мария Григорьевна" [5].
III
4-3. Иаков.
5-3. Евдокия
6-3. Василий Григорович-Барский (1.1.1701, Киев -7.10.1747, Киев) - монах, учитель, исследователь, знаменитый путешественник, странствие которого продолжалось 24 года и было описано и проиллюстрировано им в книге "Странствия по Святым местам Востока", сначала переписывавшейся от руки, а с 1778 г. многократно переизданной и переведенной на разные языки. Учился в Киево-Могилянской академии. Псевдоним "Барский" был взят Василием с целью продолжения обучения в иезуитском колледже во Львове и использован для последующего паломничества по католическим странам. Продолжал обучение в греческой православной академии на о. Патмос. Преподавал латынь на Кипре и Патмосе. Записки В. Григоровича-Барского содержат уникальные сведения об Афоне и других, преимущественно православных, достопримечательных местах. Отказался от предложения стать духовником в Российском посольстве в Константинополе, т.к. желал быть преподавателем греческого языка в Киево-Могилянской академии.
"приметами был он таков: возраста высокого, волосы на голове и бороде черные без всякия седины, лицем смугл, телом дороден, брови черные, высокие, большие и почти вместе сошедшиеся, глаза острые, карие, нос короткий; как одеянием, так и произношением речей и осанкою похож был на грека; почему и мать его родная по возвращении его в дом после 24 лет путешествия не могла и чрез час в разговорах узнать; в прочем был нрава веселаго и шутливаго, любопытен ко всяким наукам и художествам, а наипаче к рисованию, и имел еще с детских лет охоту видеть чужие страны, и что самым делом исполнил. Список его путешествия собственной руки и путевые его свидетельства, также и присылаемые от него во время странствования из различных мест родителям письма, находятся в целости в том же доме у означеннаго брата Ивана Григоровича. Что же касается до чертежей принадлежащих к путешествию его книги, которые он будучи в пути рисовал пером, то оные имел намерение он как и путешества своего книгу, исправив, переписать и все те чертежи по своим местам расположить, что было уже и начал, но за последовавшею ему вскоре смертию оное пресеклось. Он назвался по приятии монашескаго чина также Василием, потому что принимал монашеский чин в самый день своего Ангела Св. Василия, Архиепископа Кессарии Каппадокийския Генваря 1 дня 1734 года; а прозвания в путешествии имел разныя то есть: Григорович, Барский, Плака, и Албов. Умре во дворе отца своего, где ныне живет и брат его Иван Григорович, 7 Октября 1747 года и погребен в Киевoбратском Училищном монастыре за церковию против самого большаго олтаря. Погребение тела его отпевали: преосвященный Макарий, митрополит Өиваидский, бывший в то время в Киеве, и архимандрит Братский Сильвестр Ляскоронский, понеже митрополит Киевский Рафаил Заборовский был уже тогда болен и скоро после того, а именно 22 Октября и сам умре. Смерть добродетельного и трудолюбивого сего мужа оплакивали все, которые знали его достоинства. Академии Киевской учители и ученики почтили смерть его многочисленным собранием, провождая в нарочитом порядке тело его от дому до Богоявленскаго монастыря при колокольном во всех Киевских церквах звоне и отборные из осьми Латинских классов студенты говорили ему надгробные речи яко питомцу сего училища. Во гроб с ним положена на Славенском языке печатанная во Иерусалиме и патриархом тамошним подписанная прощальная грамата, с коей здесь сообщается копия. "Хрисанф, милостию Божиею Патриарх Святаго Божия града Иерусалима и всея Палестины. Умерение наше от благодати, милости же и власти Всесвятаго и Животворящаго Духа, данное от Спаса нашего Иисуса Христа Божественным Его учеником и Апостолом, рeкшаго им: Приимите Дух Свят и им же отпустите грехи, отпущены будут, и им же держите, удержатся: и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на небеси. От оных убо и на нас другоприимательне прешедшей той же благодати Божественней, имамы прощенна сего духовнаго нашегө чада раба Божия Василия Россианина, и елика он, яко человек сущ, согреши и Бога прогнева, словом, делом, помышлением, волею, или неволею и всеми своими чувствы, аще под клятвою отчею или матернею, аще под отлучением Архиерейским, или Иерейским бысть, или своему проклятию подпаде, или клятвою закляся, и сию преступи, или инными некиими согрешении связася, и сия вся духовным Отцем исповеда и еже от них правило от сердца прят и исполнити усердствова, но не исполни: сих убо всех в них же связан бе, разрешаем и свободна его творим, всесильною властию и благодатию Всесвятаго и Живоначальнаго Духа; елика же забвения ради неисповеданна остави и она вся да простит ему Премилостивый Бог молитвами Пресвятыя Богородицы и присно Девы Мариии, и Святаго Славнаго и Всехвальнаго Апостола Иакова брата Божия, и первейшаго Святителя Иерусалимского, и всехь Святых, aминь". На подлинной грамате по Гречески подписал тако: Хрисанф Божиею милостию Патриарх Святаго Божия града Иерусалима и всея Палестины.
А один из приятелей его в Кеве написал ему следующую надгробную надпись:
Того Василия сей покрывает камень,
В душе котораго возжегшись веры пламень,
И лучь премудрости снизшед к его уму,
Святыя посвитить места влил мысль ему:
Он вдохновениям Божественным внимая,
Чрез двадцать с лишком лет ходя во край из края,
На суше и морях зла многа претерпел,
И все то замечал подробно, что ни зрел.
За Свято имут что и Римляне и Греки,
Чем древни славились и нынешнїe веки,
Церквей, монастырей и градов красоту,
Удолий глубину, гор знатных высоту,
Ступанием своим и пядию измерил,
И чрез перо свое Отечество уверил,
О маловедомых в Подсолнечной вещах,
И по безчисленных окончив жизнь трудах,
Оставил бренные составы здесь телесны;
А дух его прешел в селения небесны,
Читатель, ты его слезами прах почти,
И труд путей его с вниманием прочти" [3].
"1701 года родился, 1723 года отъыде (отошел) в чужие страны, 1747 возвратился, и преставился, Октоврия (октября) 7 числа, раб Божий Василий Григорович, монах. Принял монашество в Дамаске, 1734 года, от патриарха Антиохийского Силвестра, Генваря (января) 1 числа" [5].
7-3. Параскева (+21.11.1748, Киев).
"четвертая дочь Параскевия, которая уже умре, от ней остались дети, внуки и правнуки" [3].
8-3. Анна (род. ок. 1710 г.).
"пятая дочь Анна, которая в самое моровое время родилась в поле, она и ныне в живых находится и живет в Киеве вдовою, имеет детей и внуков женатых" [3].
9-3. Иван Григорович-Барский (январь 1713, Киев — 10 сентября 1791, Киев) — украинский архитектор, последний крупный представитель украинского барокко, купец, инстигатор и райца (советник) магистрата. Учился в Киево-Могилянской академии. Построил Константино-Еленинскую церковь (1743) на Подоле, надвратную церковь Кирилловского монастыря (1748—1760; не сохр.), колокольни церкви Рождества Богородицы (1754—1761) и церкви Воздвижения (1759—1763) Киево-Печерской лавры, Покровскую церковь (1766) и церковь Святого Николая Набережного (1772—1785) на Подоле. Реконструировал церковь Богородицы Пирогощи в 1770 году — в Киеве; собор Рождества Богородицы (1752—1764, совм. с Андреем В. Квасовым) и здание Полковой канцелярии (1753—1758) — в Козельце; Трёхсвятительская церковь в с. Лемеши (1760—1761) Черниговской губернии; собор и колокольня в Межигорском монастыре, близ Киева (1766); собор в Красногорском монастыре (1769) — ныне Черкасская область; Воскресенская церковь и 2-ярусная церковь-колокольня (обе 1772, приписываются Григоровичу-Барскому) — в Чернигове. Он также построил городской водопровод на Подоле с фонтанным павильоном «Самсон» (1748—1749). Упоминается как староста Соборной церкви Успения Богородицы Пирогощей, у стен которой и был похоронен.
Покровская церковьОб Иване Григоровиче-Барском режиссёром Валентином Соколовским в 1996 году был снят телевизионный фильм («Укртелефильм»). В 1981 г. в Святошинском районе г. Киева в честь него названа улица Григоровича-Барского. В честь братьев Григорович-Барских также названа улица в г. Бар. В 2011 г. отчеканена серебряная монета в 10 гривен «Род Григорович-Барских», на которой указана ошибочная дата смерти И. Г. Григоровича-Барского −1785 г. вместо 1791 г. В 2013 г. был выпущен украинский почтовый конверт в честь И. Г. Григоровича-Барского, на котором ошибочно был помещен портрет писателя Дмитрия Григоровича.
В 1785 г., за 6 лет до смерти, Иван Григорович-Барский написал собственную эпитафию на свободных страницах рукописи брата: "Зде положено тело киевского мещанина райцы Івана Григоровича Барского (брата родного монаха Василия Григоровича Барского, странствовавшего по разным землям и святым местам и описавшего в книгу все виденное), сей же брат его трудившийся в разных строениях, воду привел в различние места, в городе сем от различных источников спод гор, а потом строил каменние церкви, колокольни и покои. Первую церковь зделав у Кириловским монастире, з звонницею, и брамою и погребами. Церковь Покровскую и Набережно-Николскую. У Козелце церков штукаториею украшал и тинковал, и колокольню вновь построил, у Золотоношском Красногорском монастире церков, колокольни у Петропавловском монастире, у Соборноуспенском соборе з церквою, еще магазейн городской, и гостинной дом, жилые покои греческому монастиру и Юрию Дранчеву, реперовав церки, Воскресенскую й Успенскую, у Межигорском монастире келій, а сего 1785 умре, и зде погребен мая ... числа которому будет вечное упокоение" . Там же им был написан "Домашний летописец", содержащий сведения о Киеве и членах семьи за 1747-1794 гг. (последние 3 записи сделаны сыновьями).
"Экслибрис" Ивана Григоровича-Барского выполнен 4-правнучкой Галиной Севрук.Жена - Татьяна Даниловна (19.1.1727-12.2.1792, брак 15.1.1744), дочь киевского бургомистра Даниила Васильевича Чишинича-Власенко и Анастасии Васильевны, дочери киевского бургомистра Василия Тихоновича. У Ивана и Татьяны было 15 детей.
Двойная фамилия "Григорович-Барский" начинается постепенно распространятся среди членов рода после выхода в свет книги "Странствий" Василия в 1778 г., обретшей большую популярность, и особенно после публикации "Манифеста о вольности дворянства" и начала широкого процесса подтверждения дворянских прав украинским шляхетством. В ветвях, не озабоченных получением дворянских прав, она начинается сокращаться до "Барский".
10-3. Герасим
11-3. Феодора
"осьмая дочь Өeoдора, которая живет в Киева, имеет и детей и внуков" [3].
12-3. Елена
13-3. Екатерина.
"десятая и последняя Екатерина и та уже умре, а оставшиеся от нее дети и внуки служат в Гусарских полках офицерами" [3].
-----------------
1. Выпись с Книг Градских Воеводства Киевского 1784 года декабря 23 дня.
2. Платонов А. А. 130-летняя история «доказывания» дворянства рода Григоровичей-Барских.
3. Предисловие от издателя (Василия Григорьевича Рубана) к 1-му изданию книги Василия Григоровича-Барского "Пешеходца Василия Григоровича-Барскаго-Плаки-Албова, уроженца Киевскаго, монаха антиохийскаго, Путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся : предпринятое в 1723, и окончанное в 1747 году. Ч. 1 : Содержащая в себе странствование его с 1723 по 1735 год".
4. В.Г. Григорович-Барский. «Странствования по святым местам Востока». — Изд. СПб: Н. Барсуков, 1885.
5. Домашний летописец Ивана Григорович-Барского.
Комментарии
Отправить комментарий